CG ([info]cgvictor) wrote,
@ 2007-07-26 18:40:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:development

The 10 Web Systems don't
Решил как-то собрать воедино все те идеи, которые так или иначе не реализованы в массе решений для веб-систем.
Список из 10 позиций, несортированный (смысл сравнивать-то, если решений нет?).
Итак - чего мы не увидим в сегодняшнем вебе:

1.Временной шкалы и полного версионирования данных
...как не увидим мы их и на десктопе. О том, чем и насколько такие решения могли бы быть полезны я уже писал, ну и в вебе, точно также, опция работы "в будущем" или возможность полного отката на точку по системе были бы весьма и весьма кстати.

2.API
Лишь малая часть сервисов веба доступна без использования браузера. Что, безусловно, ограничивает область применения и сужает возможность интегрированных решений. В этом отношении работа идет, но пока это всё напоминает кустарное производство.
Далее, тут же рядышком у нас -

3.Разделение данных
Выгрузка-загрузка-экспорт не заданных рафинированных срезов, а произвольных системных вьюшек только на первый взгляд могут показаться бессмысленными. Пойнт тут такой же, как Google упоминал в своем докладе про API - чем больше у сервиса опций по взаимодействию, тем он, этот сервис, успешнее на рынке.

4.Неструктурированный контент
Поле обширное и благодатное. В идеале система вообще не должна предъявлять требования к исходному представлению данных - но это фантазии - поэтому было бы крайне неплохо иметь возможность хотя бы задавать промежуточные фривольные значения для объекта. Этакий черновик структуры объекта.
Если мы говорим о таких вещах - неплохо бы, чтобы движок умел..

5.Workflows и delayed transactions
Тут очень многое зависит именно от возможностей data layer. На практике же это выглядит как возможность прервать работу в любой момент на любых условиях, чтобы впоследствии продолжить операцию над workflow (если он, оговоримся, не "протух" по внешним условиям).

6.Issue list
Список запланированных, намеченных, заданных по условию или каким-то другим образом объявленных точек подтягивания контекста. Здесь серьезно поднимается UX: я имею постоянно живущий в рамках системы список задач, который ждет, чтобы я их поделал. Копать можно глубоко.

7.Content backup
Ничто не вечно под луной. И слив контента на внешний носитель как минимум - уважение к пользователю, как максимум - снижение рисков. Если в корпорейте это всё системы кое-как умеют (обычно тупым копированием хранилища данных), то в вебе пока всё глухо.

8.Alternate interfaces
Веб должен уметь держать множество интерфейсов, как с точки зрения бизнес-логики (напр.: i18, контекст работы, права etc), так и с точки зрения среды (классика, мобильные, rich). К слову сказать, думать об этом все равно придется - у меня вот там не случайно сегодня пост промелькнул про visual impairments, это мы все тут в ру-вебе живем как за пазухой, а вот, например, в UK у народа уже проблемы начинаются.

9.UX: горячая статистика и data similarity
На самом деле, область "горячей аналитики" весьма обширна, но меня сейчас интересуют хотя бы простейшие вещи, такие как работа с данными и профайлинг действий, например. Задачи простецкие, тоже: собирать хотлист контроллеров, или оптимизировать интерфейс, или хотя бы тупо понимать, что если юзер вбил в поле 3 раза одно и то же значение, то логично добавить его в список стандартных, а спустя какое-то время и понизить значимость этого поля во взаимодействии.
Где это всё? А, ладно, и осталось у нас -

10.Rights management
Внятных решений ноль. В массе своей пользовательские системы прав веба понимают только что-то вроде "мне-своим-чужим". Вся мощь групп и персонализации давно пылится на свалке из-за кривизны рук, из чего можно сделать определенные выводы. И решения из них.

Зачем всё это
Вы часто спрашиваете меня: "куда копать?" Я не дам направления, они уникальны для каждой задачи и каждой мысли в отдельно взятой голове. А вот такой список поможет домыслить, где есть белые пятна и что можно сделать бизнес-преимуществом. Или не сделать. Решать вам.




(Post a new comment)


[info]smalgin
2007-07-26 03:21 pm UTC (link)
Да... стоит задуматься над каждым пунктом, как начинаю чувствовать себя Маниловым. Ах, если бы... :)

(Reply to this) (Thread)


[info]cgvictor
2007-07-26 03:38 pm UTC (link)
Угу. И пунктов можно еще два-раза-по-столько накидать, было бы желание. Вот только делать это всё тоже как-то надо.

(Reply to this) (Parent)


[info]heavywave
2007-07-27 07:22 am UTC (link)
"1.Временной шкалы и полного версионирования данных"
что конкретно имеется ввиду? в том виде что ты написал и cvs хватит. а работать он может с любыми данными

"2.API"
скорее браузерам нужно научится работать везде. аля Opera Mini

"7.Content backup"
о чём речь? все хостеры делают ежедневный бэкап.

"9.UX: горячая статистика и data similarity"
ну т.е. AI. кто заплатит за такую разработку? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 09:11 am UTC (link)
в том виде что ты написал и cvs хватит
CVS это больше к физическому хранению. А я говорю о скорее интерфейсных вещах, которые лежат сверху а) версионирования всех _данных_ и б) компенсирования всех действий по workflow. Когда мне абсолютно без разницы, в каком системном времени работает оператор, система сама все эти действия отработает и исполнит.
Пока такое только в платежно-бухгалтерских-учетных системах бывает.
* плюс, к работе в будущем cvs имеет мало отношения.

нужно научится работать везде
Почему браузерам? Браузера может и не быть.

все хостеры делают ежедневный бэкап
Клиентский. Я могу вытащить свой контент из, например, LJ, без танцев с бубном на день? А слить заметки из почты? До поры до времени это работает - пока я доверяю хостеру. Но я никому доверять, вообще-то, не обязан.

ну т.е. AI
Зачем ai? Можно по данным внешней аналитики и руками закодить, никто ж не заставляет придумывать всё сразу.

(Reply to this) (Parent)


[info]gorynych
2007-07-27 08:45 am UTC (link)
1. Опусы в этом направлении происходили и происходят периодически, но пока имеют четкую тенденцию к затуханию. И тому есть масса причин, в основном связанных с (в конечном итоге) быстродействием потому что "а теперь пристегнитесь, мы попробуем взлететь со всей этой фигней на борту". Хотя, возможно я не до конца понял мысль, сведя ее по тупому к многоверсионности и откату к предыдущим версиям.

2. Не понял. Т.е. даже не то что не понял, а офигел. Эта, я всю жизни считал, что мы рассматриваем браузер как универсальный тонкий (последнее верно только частично) клиент прелесть которого в его унифицированности и наличии на компьютере клиента. Т.е. именно браузер служит унифицированным средством доставки и это есть хорошо. Это позволяет создавать интерфейсы равнодоступные как с персональной машины пользователя, так и из (прости, Господи!) какого-либо интернет-кафе.

Т.е. не надо гнать на браузер! Хватит того, что они сами до сих пор имеют критинские уникальные особенности реализации DOM И прочего.

Ну, а еще моу обратить твое внимание на доклад PHP & Flash, новая альтернатива для создания Rich Internet Applications дающий некоторое представление о Flex Framework. Чем тебе не средство описание интерфейсов взаимодействующих с серверной частью для получения данных?

3. Хм, или я не так понимаю, что ты имел ввиду, или мы над этим постоянно работаем. Поясни пожалуйста для тупых.

4. Одно из любимых определений веб 2.0 звучит так: "Проектами web 2.0 называются сервисы, формирующие публичный контент на основании данных, предоставленных непрофессионально." (c) [info]msado. В целом же есть два момента: момент первичного вида данных и момент их структуризации для данного конкретного представления. Не путать одно с другим. Или опять пальцем в небо?

5. Это примерно в концепции рабочего стола и вернуться к тому месту, с которого прервал работу (ушел с) с сайтом?

6. Ха! Как интересны некоторые мысли. Я тут двигал [info]dixi одну схожую (как мне кажется) идейку... Надо пообщаться.

7. О, да.

8. Это да, но это вилы. Могу пояснить почему вилы.

9. Ниасилил.

10. Никто до конца не знает, что он хочет в данном конкретном месте от этой подсистемы. Потому и делается какое-либо промежуточное решение. Никто не знает. Точка. Если думаешь, что знаешь ты, то попробуй сформулировать и сразу же буду готов добавить к твоей формулировке несколько моих пунктов, которые мне кажутся нужными и которых в твоей формулировке не будет. Потому что это - вилы. Потому что никто на самом деле не знает, что нужно всем другим от этой системы. В итоге есть некоторое принятое решение, которое и дается для использования. В общем - этот пункт утопичен.



(Reply to this) (Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 09:24 am UTC (link)
1. Ой, ну вот только не надо про скорость. Почему-то, по моим наблюдениями, под серьезными нагрузками работают 5% хостов, а воют про "быстродействие" - 70%. Было бы желание. Тем более, не каждую секунду надо по системе на год назад откатываться. Делается элементарно (технически), а вот привернуть к этому грамотный интерфейс - welcome to the real world.

2. Браузер я трогать не собираюсь - если клиент на 300Мб оперативы все еще тонкий, то я не буду мешать. Но дело в том, что у нас с В20 пришло понятие _сервисов_. Которые я, например, хочу использовать по своему усмотрению, а не только через веб-интерфейс. В общем, API - самый большой актив сервиса, который и определяет его ценность, а есть там фейс, или нет - дело второе.

* обращать мое внимание на флекс слегка поздновато.

3. Да то же самое. Data first, face next.

4. А где ты в существующих системах видел данные "первичного вида"?

5. В концепции задач. А-ля workflow point в WF и Sharepoint.

6. Здесь всё даже просто: грамотно построить систему, без лишний стейтов и связок - и всё, можно просто запоминать точки останова. Свежий Exchange 2007 такое дает, как фичу, в своей менеджмент-панели. Очень и очень. (ну, у них-то там вообще все flows до команды API отрабатывают, им можно)

8. Поясни. Не вижу никаких проблем, кроме трудозатрат.

9. Ну да, тут очень много зависит вообще от подхода к интерфейсу как таковому.

10. Ну так, извини, это задача аналитики - рассказать, что нужно от системы прав. В 80% - да, это групповое разделение для наборов правил (мне-своим-чужим-ещечуточкуболеесвоим-etc). И кастомизация в 20%. Пишем кейс, ваяем. Было бы желание.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gorynych
2007-07-27 10:00 am UTC (link)
Ну я не так давно, чтоб нее быть голословным, выкидывал у себя график обращений - http://gorynych.livejournal.com/437851.html - это серьезные нагрузки по твоему? Я привык относится к часам, когда у нас количество запросов в час выходит за рамки 18-12 тыс. в час и доходит до 20 тыс. в несколько пиковых часов.

Остальное сейчас точно не сформулирую, голова переключилась на иное. Поставил себе закладку :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 10:16 am UTC (link)
это серьезные нагрузки по твоему?
Смотря для чего и на чем. Убежден, что для editorial лишняя выборка чего-то-там по дате погоды не сделает, а для простых показов есть кеш.

(Reply to this) (Parent)


[info]xekc
2007-07-27 12:43 pm UTC (link)
это очень хороший список, но я всё равно больше всего хочу salability analytics, подготовку решений, а-х ротацию элементов... да ну это как бы. мечты-мечты типа.

(Reply to this) (Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 01:06 pm UTC (link)
Сейлабилити эт хорошо, но оно от бизнес-задачи очень плотно зависит. А тут всепогодные, так сказать...

(Reply to this) (Parent)


[info]zverok_kha
2007-07-27 01:23 pm UTC (link)
между делом - вдруг будет интересно.
Гугл размахивает инициативой "сервиса, объединяющего социальные сети" (идея сама по себе неплохая весьма). Делает ее Карнеги-Меллон, а Гугл спонсирует.

Так вот там, одна из главных фич (подзаголовок Serendipity) - как раз организация "всего происходящего во всех соцсетях на таймлайне.

(Reply to this) (Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 01:32 pm UTC (link)
Да, как вариант - верю. Но массовости не видно. И потом, хочется еще и управления временем...))

Серендипити я видел, хорошая штука.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cgvictor
2007-07-27 01:33 pm UTC (link)
Тьфу блин. Это я с MS codename Serendipity перепутал, сорри ))
Но и это тоже попадалось. Перечитал. Понравилось еще раз ))

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…